Previous Entry Share Next Entry
философия+античка=перекличка
ro_mashka_ja
Выполняя доклад по философии, нашла интересные сведения, которые, уверена, будут интересны и «жителям» антички.



Судьба в представлении древнегреческих авторов

Древнегреческие представления о судьбе требуют особого внимания. Анализ гомеровских и послегомеровских представлений о судьбе позволяет говорить о том, что существенной их особенностью была связь и с символизмом рождения, и с символизмом смерти. Мифологические фигуры, которые представляли эти представления, как правило, были связаны отношением преемственности с древними хтоническими божествами.

Слов и выражений, употребляющихся в древнегреческой литературе для номинации судьбы или непосредственно в связи с идеей судьбы, достаточно много. Наиболее часто употребляются слова «Пряхи», «Мойры» и «Кера», к примеру, у Гомера.

Жребий и доля были не единственными «символами», к которым восходили древнегреческие представления о судьбе. Слова, используемые Гомером для номинации судьбы, позволяют сделать вывод, что в формировании этих представлений важную роль сыграли «символы» рождения.
Следы древних представлений о власти прародительниц рода над жизнью его членов сохранились в представлении о богинях судьбы как о Пряхах, которые прядут нить жизни человека в момент его рождения. У Гомера в качестве таких прях выступают Айса, Мойра и численно неопределенная группа богинь судьбы, названная буквально «Пряхи».

Мойры в греческой мифологии - три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. В мифе о Мелеагре мойры решили связать жизнь героя не с выпряденной ими нитью, а с головешкой. И все же принятие этого решения Мойры приурочили именно к рождению Мелеагра.

Показательно в этом плане ассоциирование Мойр с такими божествами родов, плодородия, брака и сексуальности, как Илифия, Деметра, Артемида, Афродита. Плутарх и Платон говорят о Мойре как о владычице человеческих рождений. Однако Дитрих считает, что мойра – хтоническое божество. Такими считаются те, что символизируют одновременно и смерть, и рождение. Но прежде всего это божества плодородия, а уж потом смерти. Парадоксально, что несмотря на признание Мойр хтоническими фигурами, Дитрих все же видит в них «хозяек смерти», а ткание жребия человека, его удела – лишь дополнительная функция.

У Гомера даже в образе прях на 1й план выступает именно тема смерти. Таким образом, контекстуально судьба у него означает чаще всего именно смертную судьбу, смерть, кончину, гибель.

Примечателен и образ «Керы». На знаменитом щите, изготовленном богом Гефестом для Ахилла, изображено сражение, в котором как раз и фигурирует «губительная Кера» как божество Смерти.
У Гомера образ «Керы» выполняет роль связующего звена между представлениями о судьбе как о жребии и как о смерти (предопределенном жизненном пути, завершаемом смертью).
Если проанализировать отрывок из «Илиады», где приведена речь призрака Патрокла к Ахиллу, можно сделать следующие выводы:
1. Каждый рождающийся человек поступает под «опеку» своей Керры, которая ведет его через всю жизнь.
2. Именно Кера предает своего «подопечного» смерти в назначенный час.
3. Кера еще и гарант исполнения предопределения, хранительница.
4. Кера не выбирает себе душу, душа сама выбирает Керру, т.е. «бог невиновен».

Таким образом, становится очевидным факт, что в представлениях древнего грека о судьбе его внимание настолько приковано к теме смерти, что даже почти все слова, используемые для номинации судьбы, непосредственно обозначают кончину. Об этой стороне дела хорошо сказал Дитрих: «Когда гомеровский грек говорил о своей судьбе, он обычно имел в виду свою смерть».


При работе была использована следующая литература:
В.П.Горан. Древнегреческая мифологема судьбы

?

Log in

No account? Create an account